МБОУ "Яковлевская СОШ Яковлевского муниципального округа"
п.Яковлево, Белгородская область
  • Профилактика негативных проявлений в детской и подростковой среде

    Профилактика – это комплекс медицинских, психолого-педагогических, воспитательных мероприятий, направленных на недопущение устойчивых антисоциальных явлений и процессов среди молодежи.
    Профилактика негативных проявлений в детской и подростковой среде.

    Для начала нужно дать определение понятия «профилактика» и, что мы понимаем под «негативными проявлениями». Профилактика – это комплекс медицинских, психолого-педагогических, воспитательных мероприятий, направленных на недопущение устойчивых антисоциальных явлений и процессов среди молодежи.

    Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, борясь с проявлениями и последствиями.

    В настоящее время выделяют следующие негативные проявления в детской и подростковой среде:

    безнадзорность, беспризорность и правонарушения;

    жестокое обращения и насилие в отношении несовершеннолетних;

    семейное неблагополучие;

    употребление ПАВ (алкогольная продукция, табакокурение, токсикомания, наркотическая зависимость);

    нехимическая зависимость (азартные игры, интернет-зависимость);

    ксенофобия (неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому) и экстремизм;

    аутоагрессивное поведение (проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении).

    Чтобы четко осознавать направления профилактической работы необходимо знать причины возникновения негативных проявлений в молодёжной среде.

    На сегодняшний день выделяют 4 основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений.

    1. Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка).

    По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями, со сверстниками.

    2. Личностные, возрастные факторы.

    Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает трудности во всех сферах его жизни. Если социальное окружение неблагоприятно и взаимоотношения внутри него нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.

    3. Недостатки воспитательной работы, разрыв между воспитанием и образованием.

    4. Внешние условия и обстоятельства. Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.

    И как данность мы получаем трудновоспитуемых детей, признаками которых являются:

    -Уклонение от учебы

    -Низкая общественно-трудовая активность

    – отказ от общественных поручений;

    – пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

    -Негативные проявления

    – употребление спиртных напитков; курение; нездоровые сексуальные проявления.

    - Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым

    – грубость; драки, недисциплинированность на уроках;

     избиение слабых, младших; вымогательство; воровство;

     нарушение общественного порядка.

    -Отношение к воспитательным мероприятиям

    – негативное; ожесточенное.

    Работа по профилактике негативных проявлений носит в школе систематический характер и строится она по следующим направлениям:

    Работа по раннему выявлению несовершеннолетних обучающихся с отклоняющимся от нормы поведением с целью своевременной коррекции и реабилитации.

    Контроль за своевременным предоставлением информации о детях, состоящих на внутришкольном учёте.

    Строгий учет учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины, а так же контроль вопроса успеваемости обучающихся.

    Тесная связь с руководителями кружков в целях контроля занятости обучающихся в свободное время.

    Вовлечение несовершеннолетних в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использование общественных поручений.

    Выявление семейного неблагополучия и организация работы с данной категорией семей.

    Проведение родительских собраний, всеобучей.

    Приглашение при необходимости воспитанников и их родителей на Совет профилактики школы.

    Шефство (наставничество) за трудновоспитуемым учеником.

    Организация встреч с работниками Отдела Внутренних дел по Делам несовершеннолетних.

    Профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

    Мониторинг занятости в летний период детей и подростков «группы риска», состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН ОВД и детей из неблагополучных семей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie